Сделано в России

Материалы/Сделано в России

И хотя этот спрос в последние годы все в большей степени удовлетворяется стараниями отечественных производителей, заметная роль импорта во многих сегментах рынка стройматериалов по-прежнему считается довольно болезненной темой для нашей отрасли. Чрезмерная зависимость от заграничной продукции подавляет развитие российских производителей и создает дополнительные риски для строительных компаний, связанные с таможенным оформлением и логистикой. Попробуем проанализировать, какие импортные стройматериалы по-прежнему востребованы в нашей стране, по каким причинам и что делается для изменения ситуации.
Отрасль в разрезе
Разбираясь с ситуацией на строительном рынке, нетрудно заметить, что в сегменте материалов общестроительного назначения (цемент, арматура и металлопрокат, кирпич и т. п.) зарубежные производители не могут составить достойную конкуренцию нашим заводам хотя бы из-за географических особенностей России и неизбежных высоких транспортных расходов. «Если говорить о материалах для несущих конструкций зданий, в частности о бетоне, то строители используют продукцию близлежащих заводов, поскольку их качество соответствует требуемым нормам, бетон не расслаивается при транспортировке, а транспортная составляющая в себестоимости минимальна», — поясняет Борис Трескунов, начальник управления проектных работ строительной компании «Топфлор-Инвест». Однако далеко не по всем позициям российские производители могут удовлетворить растущий спрос на стройматериалы. Наиболее очевидные причины — устаревшее оснащение, архаичная система контроля качества и низкая производительность труда. По мнению экспертов, интерес к импорту со стороны строителей по-прежнему сохраняется, в том числе и из-за географической неравномерности размещения производственных мощностей. Так исторически сложилось, что производство основных строительных материалов сконцентрировано в Ленинградской области, Московском регионе, в Поволжье, на Урале. В результате в интенсивно строящемся Южном федеральном округе, где ведется олимпийская стройка, дешевле и проще доставлять цемент морем из Турции, на которую приходится суммарных 37 % зарубежных поставок, чем везти из Центральной России. Как итог, в 2012 году объем ввозимого цемента достиг 4,5 млн тонн. Впрочем, это составляет не более 7 % от объема российского рынка.